Законопроекты о государственном регулировании деятельности в нефтяной отрасли Российской Федерации и об установлении досрочной страховой пенсии трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидами 1-й группы, внесённые соответственно в Госдуму год и полтора назад, так бы, наверное, и не были рассмотрены в нынешнем созыве парламента, если бы фракция КПРФ не настояла на включении их в повестку пленарного заседания как приоритетных. И 10 марта палата обсудила эти законодательные инициативы коммунистов.

ТО, ЧТО мифический рынок, якобы регулирующий ценообразование, плохо справляется с задачей управления нефтяной отраслью, которая является стратегической для экономики нашей страны, знает любой пацан на мопеде: цены на нефть растут — бензин дорожает, цены на нефть падают, а бензин всё равно дорожает. Николай Коломейцев, представивший законопроект, не поленился заглянуть в справочник: сегодняшняя цена на нефть сопоставима с той, что была в 2006 году, но цены на бензин за это время выросли в четыре раза. Не рынок, а крупные нефтяные компании, имеющие свои лобби во властных структурах, диктуют цены на топливо. И вот парадокс: Россия, будучи второй по нефтедобыче страной в мире, по уровню цен на углеводороды для своих граждан находится только в шестом десятке. «117 вертикально-интегрированных нефтяных компаний держат за горло всю страну, — заметил Н. Коломейцев. — Сейчас начнётся посевная, и цены неконтролируемо поползут вверх… А энергетика ведь в базе себестоимости любой продукции».

О том, что в нефтянке творятся неправедные дела, не поддающиеся пониманию обычного человека, красноречиво свидетельствует и такая цифра: средний месячный доход члена правления НК «Роснефть» составляет 30808333 рубля. Среднестатистический российский труженик, подсчитав, за сколько лет он может заработать такую сумму, вероятно, подумает, что ошибся в вычислениях: 71 с лишним год! Мозг просто отказывается верить в такие дикие диспропорции.

Вот именно в этих вопросах коммунисты и предложили навести порядок, подготовив законопроект о государственном регулировании деятельности в нефтяной отрасли, при разработке которого были взяты за основу аналогичные законы Норвегии и Азербайджана, а также учтены результаты экспертно-аналитических исследований, проведённых Российским экономическим университетом им. Г.В. Плеханова.

Законопроектом предполагалось формирование Единой системы снабжения нефтью и нефтепродуктами, в которую вошли бы все российские нефтяные компании; устанавливались принципы государственной экономической и ценовой политики в этой области, в том числе госрегулирование и контроль за применением тарифов и их предельных уровней на услуги естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам. Сбыт и реализация нефти и нефтепродуктов, согласно законопроекту, должны были осуществляться исключительно через Санкт-Петербургскую Международную товарно-сырьевую биржу, о чём, кстати, говорил президент РФ ещё в 2018 году в своём Послании Федеральному собранию. Авторы законопроекта, среди которых руководители КПРФ во главе с Г. Зюгановым, также закрепили в документе полномочия правительства по созданию резервного фонда нефтепродуктов, который позволил бы застраховаться на случай плановых или внеплановых ремонтов нефтеперерабатывающих заводов и сгладил бы колебания рынка государственными интервенциями.

Доводы «единороссов», зарубивших законопроект, подтвердили предположения о лоббировании Госдумой, поющей в унисон с правительством, интересов нефтяных магнатов. Нефтянка более чем на 40% обеспечивает наполнение бюджета, и при этом она конкурентоспособна на мировых рынках. Наполнять госказну — это, конечно, дело нужное, только за счёт кого? Давайте разберёмся. Когда депутаты попросили председателя комитета Госдумы по энергетике, члена «Единой России» Павла Завального ответить на вопрос: «Почему, например, в Казахстане, который так же, как и Россия, экспортирует нефть по мировым ценам, бензин внутри страны стоит раза в полтора дешевле, чем в России?» — тот сослался на разницу в величине акцизных сборов: у нас они порядка 30%, а в Казахстане — 7%. Кто же мешает убрать акцизы из внутреннего ценообразования и перевести их на внешнее, чтобы иностранный потребитель платил достойную цену за наши сырьевые ресурсы, а не с российских граждан драть три шкуры, выразил удивление Николай Арефьев. Ответ очевиден: партия, монополизировавшая власть и определяющая политику государства, при которой возможны такие правительственные решения, как закрытие рынков, чтобы пресечь импорт дешёвого бензина и падение цен на российских автозаправках.

И как обеспечивается конкурентоспособность на мировых рынках, тоже всем понятно: обнуляются экспортные пошлины; экспортёрам сырья возвращается НДС; когда мировая цена на нефть упала, нефтяным компаниям тут же преподнесли на блюдечке обратный акциз, при котором разница между внутренней ценой топлива и экспортной компенсируется за счёт бюджета. «Единороссы» намерены и дальше следовать в том же русле.

* * *

Проект закона об установлении досрочной страховой пенсии трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидами 1-й группы, был подготовлен депутатами-коммунистами с учётом многочисленных обращений граждан. Ухаживая за лежачими больными родственниками, люди подчас лишены возможности работать. При этом всё, на что они могут рассчитывать (и то если возраст их подопечных старше 80 лет), — это компенсационная выплата в 1200 рублей, которая не пересматривалась уже более 10 лет. При этом родители детей инвалидов с детства 1-й группы, воспитывавшие их до достижения возраста 8 лет, имеют пенсионные льготы: страховая пенсия по старости назначается им со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет. Такое различие в правовом регулировании необоснованно, считает один из авторов законопроекта, первый заместитель председателя комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Николай Коломейцев. Законопроектом предлагалось распространить законодательную норму о снижении пенсионного возраста и на тех, кто осуществляет постоянный уход за инвалидами 1-й группы: снизить возраст выхода на пенсию на 5 лет при наличии страхового стажа для мужчин 20 лет, для женщин — 15 лет.

Авторы законопроекта обращали внимание на то, что размер компенсационной выплаты лицу, осуществляющему уход, ничтожен, и это не соответствует конституционному положению о социальном характере нашего государства, при этом содержание одного нетрудоспособного инвалида 1-й группы в доме-интернате обходится государству в 70—100 тысяч рублей в месяц, поэтому принятие законопроекта даже с экономической точки зрения, не говоря уже о социальной, целесообразно. Но напрасно коммунисты призывали к человеколюбию: «единороссы» перечеркнули надежды сотен тысяч граждан, отклонив законопроект.

https://kprf.ru/dep/gosduma/activities/201080.html