Те, кто может себе позволить откладывать, чаще всего делают это после необходимых трат.

С 2012 года доля россиян, которые откладывают деньги и у которых после всех расходов по итогам месяца остаются свободные средства, выросла доля россиян, которые не откладывают деньги и тратят все на текущие нужды, за десять лет сократилась на 14 п.п. и теперь составляет 39%, свидетельствуют результаты опроса ВЦИОМа.

Почти половина (44%) респондентов сказали, что откладывают деньги после всех необходимых трат. Лишь 14% сначала откладывают, а потом распределяют оставшиеся средства на текущие нужды.
При этом:

сначала откладывают, а потом тратят чаще всего люди в возрасте 18–24 (21%) и 25–34 лет и жители городов с численностью от 100 тыс. до 500 тыс. (19%);

подход «трачу и ничего не откладываю» больше характерен для женщин (42%), чем для мужчин (36%). Такой стратегией руководствуются россияне 25–59 лет (41–44%), жители населенных пунктов с численностью населения ниже 500 тыс., в том числе сел;

тратят, а затем откладывают чаще мужчины (48%). С таким подходом согласились 51% россиян в возрасте от 18 до 24 лет и половина опрошенных старше 60 лет, 55% жителей городов-миллионников и 47% респондентов из городов с численностью населения от 500 тыс. до 950 тыс.Выбор зависит и от потребительского статуса: те, у кого он высокий, чаще предпочитают третий вариант (60%), а россияне с низким потребительским статусом — второй (72%).Мужчины чаще вкладываются в ценные бумаги и развитие собственного бизнеса (по 7% против 2 и 3% у женщин соответственно). Они же чаще предпочитают хранить наличность в рублях (27% против 18% среди женщин). Такой вариант выбирают граждане со средним образованием (34%), жители небольших городов с численностью меньше 500 тыс. (25–29%) и россияне со средними потребительскими возможностями (27%).

По сравнению с 2012 годом люди стали реже хранить деньги дома и чаще прибегать к срочным вкладам в банке. Услугами банков сейчас пользуются 92% россиян (на 21 п.п. больше, чем десять лет назад). Выросла популярность страховых организаций (26% против 15% в 2012-м), НПФ (14% против 4%). Банковские услуги одинаково востребованы во всех возрастных группах.

Опрос проводился в онлайн-формате 11 августа, в нем поучаствовали 1600 совершеннолетних россиян.