Команда тульских активистов начала борьбу за спасение единственной сохранившейся в Туле водоразборной будки, построенной в позапрошлом веке на углу улиц Староникитской и Петра Алексеева. Энтузиасты подали заявку на всероссийский конкурс городских проектов «Включи свой город».

Инициатива, безусловно, достойна поддержки и одобрения. Это нужное,   необходимое и важное дело. Но как профессиональный музейщик и просто неравнодушный туляк, я не могу не отметить следующее :

1.Речь следует вести не о сохранении будки  под надзором реставраторов, а о осуществлении этого проекта профессиональными реставраторами и архитекторами при участии активистов. Я вел переговоры с некоторыми реставраторами и могу сказать, что интерес к проекту есть у специалистов из Москвы, СПБ, Вологды, имеющих высокий профессиональный авторитет и опыт осуществления подобных реставрационных проектов. Было бы глубоко не верно, если бы их желание, опыт и профессионализм были проигнорированы.

2. Прежде чем заявлять о проекте реставрации и будущего использования объекта (кстати, об этом в обращении нет ни слова) надо представлять себе, что именно мы хотим осуществить. Подчас даже отреставрированные памятники, не используемые или используемые не по назначению,  разрушаются, поэтому остро необходимо решить вопрос о сохранении будки. Инициаторы, безусловно, становятся на путь ее переноса. Но место, куда будка будет перенесена, не выбрано. Приемлемого варианта ее переноса нет. Предлагаемый и уже почти принятый некоторыми лицами вариант переноса в Баташевский сад неприемлем ни с точки зрения связи с местом по тематике, ни с учетом удаленности от туристических маршрутов. Предлагались другие варианты, но они почему- то не обсуждались и отвергались сразу. Их обсуждение - отдельный вопрос, который должен быть дополнительно рассмотрен. Если убедительного места переноса не будет предложено, приоритетным является вариант оставления будки на нынешнем месте, придания ей статуса памятника и ее реставрация на родным месте. Почему то в обращении инициативной  группы этот путь не рассматривается и отвергается  в принципе и сразу. Должен заметить, что большинство реставраторов, архитекторов, инженеров считают наиболее целесообразным именно этот вариант и предупреждают об угрозе неизбежных и значительных утрат в объекте при его переносе. Может получиться так, что фактически это будет новодел. Кстати, реставрация на месте обойдётся гораздо дешевле. Можно также  отметить, что  аргументы о том, что место, где будка находится сейчас неудачное, невыигрышное и удаленное от туристических маршрутов,  откровенно не состоятельны. Это место можно при желании превратить в музейно – туристический мини –квартал.

Ведь напротив будки   бывшая кондитерская  фабрика В.Е Серикова, с другой стороны  - Дом детского творчества Центрального района. Недалеко храм 12- ти апостолов. Да  и сама улица Староникитская – это ведь Растеряева улица Глеба Успенского. Здесь сохранилось историческое здание Тульской духовной семинарии,  старые тульские дома. Кто муссирует  мнение о туристической непривлекательности  этого района, либо не знает и знать не хочет местной истории и достопримечательностей,  или преследует какие- то другие цели. Возникают вопросы и о данном участке, правах собственности на этот участок и  его межевании.
3. Считаю принципиально неприемлемым тайные и сепаратные переговоры отдельных лиц о судьбе будки с Министерством культуры ТО и Инспекцией по охране ОКН , игнорирование этими лицами мнения и предложений других активистов- профессионалов и общественников. Такой путь решения проблемы позволяет думать о наличии у этих лиц какой- то особой заинтересованности в этом вопросе.

Крайне необходимо широкое общественное обсуждение судьбы будки, вариантов ее сохранения и проекта ее реставрации. Также нуждается в разработке и механизм перечисления собранных средств во избежание противоречий с законом. Все решения могут быть приняты только после такого обсуждения. При соблюдении названных условий проект может быть поддержан всеми заинтересованным сторонами. Всегда готов поделиться своими знаниями и опытом по решению этого вопроса.

                                                                                        Сергей Демидов, краевед.