Почти три года назад у нас начался проект создания в Туле Музейного квартала, открытие которого было обещано приурочить к 500 –летию Тульского Кремля.

Было множество высоких гостей из столицы, которым с гордостью показывали, как претворяется в жизнь этот проект, сразу же названный грандиозным и амбициозным. Уже тогда в самом начале в тех планах, которые озвучили тульской общественности, было то, что удивляло местных музейщиков, краеведов и других представителей местного научного и культурного сообщества. Удивляло, прежде всего, то, что без их участия сразу же на верхах решили, какие музеи там следует сделать. Тогдашний министр культуры Мединский прибыл в Тулу и просто распределил здания между местными федеральными музеями: музеями - заповедниками "Ясная Поляна", " Куликово поле", "Поленово", Музеем оружия. (позднее Государственным историческим музеем). Позже появился здесь филиал нашего областного музейного объединения Музей декоративно - прикладного искусства, а также Музей тульского казачества. (именно так!).

Но как-то получилось так, что те концепции и проекты, которые для этого создали эти музеи, совсем не отражали ни местной тульской истории, ни истории данного района Тулы и этой улицы. Никто даже не задумывался о том, чтобы показать именно местное своеобразие и уникальность, которые по сути дела могут быть интересны туристам. Как -то вдруг решили, что следует говорить и показывать Толстого, Поленова, а также коллекции этих музеев. Не хочу ругать своих коллег из федеральных музеев. Они сделали то, что могли сделать, исходя из тематики своих музеев и их специфики, состава своих музейных фондов. Но отказ от единой музейной концепции Музейного квартала на самом раннем этапе проекта сыграл свою роковую роль. Квартал перестал быть единым целым и разбился (в своем музейной составляющей) на ряд музеев, никак не связанных по тематике друг с другом и с исторической спецификой данной территории.

Об этой специфике просто совсем не захотели подумать и принципиально от нее отказались. Исходя из этой неправильной посылки не нашлось в Музейном квартале места ни тульскому купечеству, проживавшему на этой улице, целому созвездию имен тульских предпринимателей, колоритнейшим тульским магазинам, лавкам и прочим заведениям, знаменитым тулякам, которые жили и работали здесь. Даже возникшему по инициативе владельца квартиры в одном из домов этой улицы музею тульского оружейника Симона Шейнина не нашлось тут места. Не нашлось места и для музеефикации найденных здесь в ходе охранных археологических работ таким артефактам, как фрагменты булыжной и деревянных мостовых, подвалов Гостиного двора конца XVIII в, городской деревянной крепости XVIIв. Все это было в альтернативной общественной концепции ,названной "Маленькая Тула", но ее даже отказались читать, рассматривать и обсуждать. Видно, очень боялись, что задуманное заранее и одобренное кем -то на верху, не будет сделано.

Не буду писать здесь о возникших проблемах реставрации исторических зданий, о весьма странных решениях по передаче других зданий в аренду частным предпринимателям, об их удивительно однообразных проектах использования этих зданий: (кафе, ресторан, гостиница), об "ускоренном"переселении жителей с этой улицы, о «благоустройстве» этого района, повлекшем за собой снос интересных исторических построек, которым было отказано в праве стать памятниками, об отказе от разработки особой зоны и режима охраны объектов культурного наследия на территории музейного квартала и соседних территориях, о почти полном самоустранении из этого проекта Инспекции по охране ОКН. Об этом было сказано много.

Но теперь пришло время подвести итоги и посмотреть, что же будет нам показано осенью этого года. В этом плане достаточно интересно проанализировать то, что было показано и сказано первыми лицами региона и руководителями местных федеральных музеев нынешнему министру культуры  РФ О. Любимовой ,побывавшей на этой неделе в Туле. И вот тут получаются весьма интересные вещи, которыми и хотелось мне поделиться. Итак, проект "Музейный квартал" станет первым культурным кластером в Тульской области. Что за слово такое, « кластер», которое так любят у нас в регионе? Вся Тула и область у нас теперь в кластерах: промышленный кластер в Узловой, индустриальный «Октава» в Туле. Забыли даже, что культурным кластером уже не раз называли и творческий квартал «Искра», расположенный рядом с улицей Металлистов. Констатируем полную неразбериху в терминологии и употребление слов и терминов, о содержании которых те, кто их употребляет, представления не имеют. Характерно в этом плане то, что один из  руководителей нашего региона обещал нам в Музейном квартале вместо музеев "шоу-румы", видно, будучи уверенным в том, что именно такими должны быть современные музеи.

Музейно-туристический комплекс "Поленовское подворье" по улице Благовещенской. Нам здесь обещают временные выставки из фондов музея и его российских и зарубежных партнеров. Очень общая фраза, совсем лишенная конкретики. На более ранних этапах проекта музей –заповедник "Поленово" обещал нам наряду с художественными выставками из своих фондов Морской клуб, рассказ о русской усадьбе и даже писал в своей концепции о том, что превратит усадьбу сельскую в усадьбу городскую. Сразу же возникает вопрос: зачем? Это же все - таки разные вещи и сделать из городской усадьбы дворянскую усадьбу как -то выглядит странновато, мягко сказать. При этом совсем не берется во внимание конкретная история усадеб, которые находились на этом участке. А среди них была, например, усадьба священника тульской Покровской церкви, расположенной рядом Ивана Романова, одного из тульских краеведов 1860-ых годов. Да и вообще какое- такое отношение ко всему этому может иметь наш выдающийся В.Д.Поленов? Не понятно совсем. Но реставрация идет здесь вовсю. Сломан и построен заново из свежего леса бывший одноэтажный деревянный дом Романова. Совсем не уверен, что реставрация прочих зданий подворья сохранит их исторический облик и тем более исторические детали интерьеров. И совсем уж убила фраза, что при этом собираются не повторять сам музей Поленово и даже изучить историю. Извините, коллеги, но это просто ни о чем.

Археологический центр с выставочными пространствами "Куликово поле". У меня здесь нет претензий к научной составляющей центра, к его будущей культурно - образовательной деятельности. Но археологическая выставка уже читается здесь как в большой мере излишняя. Она была необходима на раннем этапе проекта. В общественной концепции "Маленькая Тула" мы предлагали в квартале музей "Древняя Тула" с демонстрацией в нем найденных в ходе работ в этом районе археологических артефактов. Но теперь уже открыт Музей археологии» в Кремле и выставка "Незнакомая Тула" там же. То есть археологическая тема при таком количестве археологических экспозиций и выставок будет казаться уж слишком навязчивой. Тем более что речь будет идти в общем- то об однотипных предметах. Этот пример есть пример того, как на протяжении прошедших лет в концептуальном плане не родилось ничего нового и оригинального, и проектирование этого объекта проходило вне всякой связи с другими существующими и создаваемыми. Реставрация здания идет полным ходом .Есть неплохой проект, восстанавливающий исторический фасад здания.

Восстановление исторических деталей интерьера, к сожалению, не планируется. Это не может не огорчать.

Продолжая археологическую тему, следует сказать и о планируемом археологическом окне на территории собственно Кремля. Это, пожалуй, само по себе то, что имеет право быть и нужно. Есть находки, есть уникальный для Тулы откопанный фундамент собора XVIIв. Окно было бы интересно и нужно. Но вот архитектурное решение этого объекта вызывает вопросы. Оказывается, от покрытия раскопа стеклом, что является в данном случае практикой повсеместной и наиболее приемлемым решением, не нарушающим визуально окружающую среду,  отказались. И теперь над раскопом предполагается некий стеклянный павильон. Даже на картинке видно насколько он диссонирует со стенами Кремля. Совсем непонятно, каким образом собираются спускать сюда посетителей, чтобы "погрузить" их в историю. Да и времени уже для реализации остается  мало. Что- то  получается из области фантазии и  сделанного на скорую руку. Надо ли делать такое?

Уйду немного в сторону, и раз уж министр посетила тульский Кремль, напишу и об этом. Министру было сказано и о воссоздании в Кремле осадных дворов. Их сооружение и размещение  громко назвали музейно - этнографическим комплексом. Здесь надо отметить, что необходимость использования пустующей территории Кремля в музейных целях была осознанна достаточно давно. В конце 1970-ых возник проект переноса в Кремль старых деревянных домов из разных районов города. Это была модная в те годы практика создания музеев под открытым небом или музеев деревянного зодчества. Проект не был реализован, так как вовремя осознали, что размещение на территории  объектов из совсем чужеродной для Кремля историко - культурной среды неприемлемо. В 1980-ых возникли предложения воссоздать в Кремле существовавшие здесь в XVI –XVIIв осадные дворы, на которых спасались жители от  татарских набегов.

Однако трудности для воссоздания таких дворов были немалые. Необходимо было провести археологические раскопки и найти остатки построек таких дворов, понять, какие постройки там находились, как располагались и для чего использовались. На определенном этапе развития этой идеи стало понятно, что полное воссоздание таких сооружений и целых дворов неизбежно будет не научной реконструкцией, а в большой мере новодельными избушками и в значительной мере фантазийными, так как информации о таких сооружениях именно в Туле недостаточно, а сооружения, сделанные на основе реконструкций домов и дворов других регионов, некорректны, так как в Туле постройки могли быть другими, как в силу этнографических особенностей, так и по причине численности и состоятельности населения. Более точными представлялись законсервированные и подготовленные к музейному показу археологические раскопки фрагментов построек этих дворов. Однако законсервировать дерево оказалось в наших условиях  практически невозможным.

Теперь вновь появился проект строительства этих построек. В силу объема имеющейся научной информации и степени изученности такие постройки неизбежно становятся просто фантазийными домиками, некими макетами, декорациями и своеобразным Диснейлендом. Они создают совершенно неверное представление о той эпохе, которую вроде бы должны демонстрировать. Но этого оказалось мало нынешним руководителям, принимающим решения. В рассказах министру вообще прозвучало то, что должно просто в ужас человека, хотя бы немного знакомого с музеями и историей. Оказалось, что в этих построенных «избушках» будут, … нет не музейные экспозиции и выставки, и даже не помещения для исторических мастер - классов…, а кафе и прочее. Стоило ли в таком случае вообще сооружать такие домики? Можно было ведь просто построить павильоны в  « русском стиле», поставить их все равно где и разместить там эти самые кафе. Какая уж тут этнография и музейность! Вот такие вот бизнес- проекты у нас называются теперь музейно - этнографическими комплексами. Нет слов!

Но вернусь к "Куликову полю". Ещё один дом на улице Металлистов, переданный музею-заповеднику -дом №6. Там обещают музей Исторической кухни. Опять все слишком неконкретно. Какой именно исторической кухни, какого периода и какого региона? Или опять все обо всем и конкретно ни о чем. Если речь будет идти о предложенной во время своего визита в Тулу советником президента по спорту(!) Левитиным кухне народов мира, то это абсурд полный. К тому же недалеко есть культурное пространство «Искра», позиционирующее себя как "гастрономический маркет". Повторение совсем уж непонятное. Но если речь пойдет о местной тульской кухне, то это уже теплее. В данном случае еще необходима глубокая научная проработка этой темы, которую, думаю, осуществить не получится в необходимой мере, к осени. По этой причине такая заявка кажется преждевременной.

Но все - таки это довольно приемлемый в принципе для перспективы (не к юбилею только!) вариант музеефикации здания. Тем более что тут есть историческая привязка - фабрика по производству восковых свечей и изделий из меда. Я. Лихошерстова, располагавшаяся в этом доме в начале  ХХ века. Во всяком случае, это гораздо лучше, чем ранее обещанная здесь экспозиция (выставка) по истории тульской металлургии, какая в этом здании, что называется ни к селу, ни к городу. Но здание достаточно большое, во дворе имеются другие помещения и сооружения. Их использование непонятно. Поднимаю этот вопрос в связи с тем, что ряд других тульских музеев, в том числе наше объединение испытывает большой недостаток помещений для размещения фондов и научной библиотеки. Открытие специализированной научной библиотеки, общедоступной для посещения, было бы очень хорошим решением для музейного квартала. Но об этом также нет речи. Еще один пример довольно некомпетентного подхода к использованию зданий и помещений этой улицы.

Филиал Государственного исторического музея (дом №10). На более ранних этапах здесь предполагалась экспозиция тульского Музея оружия о тульских мастерах. Несмотря на все попытки музея совместить историю этого дома и его владельцев знаменитых тульских пряничников Белолипецких с тульским оружием, это никак не получалось. Все параллели между этими сферами деятельности выглядели при всех усилиях крайне надуманными. И отказ Музея оружия от этого дома был правильным.

Во второй половине прошлого года здание было передано Государственному историческому музею. Было заявлено о размещении здесь экспозиции о тульских промышленниках, внесших вклад в российскую историю (или экономику). Но все это опять было крайне неконкретно, опять диссонировало крайне резко с историей самого здания. Теперь такие идеи не высказывались. Вместо этого читаю фразу удивительно бессмысленную, не имеющую никакого отношения к музею в этом у здании: в настоящее время прорабатывается концепция создания единого благоустроенного пространства, которое будет объединять Казанскую набережную, улицу Металлистов и Музейный квартал. Как хотите, что это и к чему здесь сказано - понять не могу! Абсурд полный! Причем тут единое пространство, объединяющее все? Если эта фраза относилась ко всему Музейному кварталу,тогда бы да. Но ведь от такой общей концепции принципиально отказались. Зачем же тогда кидаться такими никчемными и пустыми словами?

Что касается этого объекта, должен констатировать, что у ГИМа на данный момент нет никаких конкретных концепций музейного использования этого здания и ждать, что здесь откроется что -то крайне интересное и уникальное, совсем не приходится. Наиболее реально, что здесь может быть  какая -нибудь временная выставка. Ведь фонды ГИМа огромны, и здесь можно было бы найти решение достаточно нестандартное и интересное для Тулы. Но этим надо заниматься конкретно и целенаправленно. Не уверен, что такая работа ведется. Самым же подходящим решением для этого здания был бы Музей тульского купечества и предпринимательства. Иной более подходящей темы здесь и придумать, по-моему,невозможно. Можно было бы, к примеру, вспомнить о выставке в Тульском областном краеведческом музее «О тех, кто прославил Тулу .Предприниматели XIX –НАЧ. ХХ вв.: имена и образы», которая экспонировалась в прошлом году в музее и была, к сожалению, в значительной мере не замечена теми, кто в данном случае принимает решения. Там тульское предпринимательство было представлено в самых разнообразных сферах, включая не только традиционные отрасли для Тулы, но и сферу торговли продуктами питания, одеждой, и даже сферу досуга и образования. Но такое решение предполагало бы сотрудничество ГИМа с местным музейным объединением по данному зданию. Такого я пока не наблюдаю. Поэтому это все из мира фантазий и надежд на будущее.

И наконец, филиал музея-усадьбы «Ясная Поляна» в  многострадальном доме №25. Реставрация этого дома - песня отдельная и долгая. Да еще до конца не законченная. Но это отдельная "больная" тема Музейного квартала, и нет смысла останавливаться на ней. Мы уж о делах собственно музейных. Здесь предполагается экспозиция, посвященная Толстому условно сказать "Толстой и Тула". Тема, разумеется, важная и, возможно, еще не до конца изученная. И я понимаю своих коллег из Ясной Поляны в полной мере. Что еще могли они предложить, исходя из своей тематики и состава музейных фондов? Но я никак не могу не задать, так сказать, «убойный» для этого здания вопрос: а причем здесь вообще Л.Н.Толстой? Какое он имел отношение к этому дому?. Ведь нет же совсем никаких фактов, о том, что он здесь бывал. Великий писатель нигде: ни в своих произведениях, ни в письмах не упоминал ни одной фамилии, связанной с этой улицей. Что могло даже гипотетически связывать Толстого и владельца этого дома тульского купца Е.Х.Кучина? Нет слов: Толстой велик. Но ведь и у Кучина есть своя история. Его вклад в тульскую благотворительность немалый. Храм во имя св. Александра Невского в Туле, построенный на завещанные им деньги, стоит до сих пор . О Кучине тоже надо говорить , и говорить в первую очередь  в этом доме.Но толстовская тема убивает здесь все прочие. Крайне противоестественно смотрятся в этом доме далеко не самого богатого тульского купца предлагаемые интерьеры дворянских домов. Возникает диссонанс исключительно сильный и неустранимый любым музейным дизайном. Впрочем, конечно, диссонанса этого не возникнет, если совсем забыть о том, что было в этом доме и музеефицировать его, как будто перед нами чистый лист бумаги. Но это будет  антиисторично.

Еще более усиливают названный диссонанс, и антиисторичность будущей музейной экспозиции в этом доме гостиничные номера в духе героев Толстого: Наташи Ростовой, князя Волконского, Пьера Безухова. Все это на первый взгляд выглядит исключительно креативно, и это такой простор для экспозиционного творчества экспозиционера и дизайнера! Такая захватывающая работа! Это и сильный маркетинговый ход для гостиницы. Я всегда был за такие исторические гостиницы и предлагал создавать их в исторических домах этой улицы. Но совсем не в доме, где дух Толстого и его героев не витает никак. Создайте это в Ясной Поляне, создайте в других толстовских местах, и я буду рукоплескать вам! Но никак не в этом доме. Мне искренне жаль такой музейной профанации и антиисторичности. Извините, но опять "ни к селу, ни к городу"!
Впрочем, мои яснополянские коллеги все - таки вспомнили об истории этого дома. Правда, в гораздо более позднее время. Их внимание привлек факт существования в этом доме в 1908 -1909 гг. тульского кинотеатра "Русалка". И предложение здесь кинозала кажется гораздо более приемлемым. Но тогда снова: как это связать с Толстым? Показывать здесь фильмы (хронику или что- то еще) с Толстым, показывать фильмы по его произведениям? Это, пожалуй, может быть. Но снова возникает вопрос : мы вспомнили о бывшем здесь кинотеатре, даже провели культурную цепочку и актуализировали и переосмыслили его репертуар. Но почему только взят один факт истории дома, вырванный из общего исторического контекста ? В общем, предложенная концепция музеефикации этого дома слишком сырая и требует  очень длительной доработки.
Стоит также немного сказать о тех музеях, которые не показали министру, но которые также заявлены в Музейном квартале или возникли сами по себе. Заявлены как филиал областного музейного объединения Музей декоративно-прикладного искусства и Музей тульского казачества. Экспозиция первого музея уже в конце прошлого года смонтирована, но открытие невозможно,так как в здании требуется ремонт и отсутствует отопление.Тематика этого музея еще  нуждается в уточнении. Неясно, следует ли относить к декоративно - прикладному искусству все то, что там размещено: одежду, бытовую мебель, предметы быта и интерьера. Тематика  музея также далека от истории дома, в котором он размещен. Но такой исторический факт, как существование в этом доме накануне революции Купеческого собрания позволяет ее несколько скорректировать, как в плане демонстрации бытовых художественных предметов, так и в плане культурно - образовательной работы музея. Так что здесь ситуация  небезнадежная, и все зависит от того, как будет проведена и организована эта работа. При акценте на традиционные и быстрые решения есть опасность создания здесь музея обычного и достаточно банального, непопулярного у посетителей. На наш взгляд более правильным было бы разместить здесь не Музей ДПИ, а некий культурно - образовательный и рекреационный музейно - культурный центр под названием "Тульское купеческое собрание". Очень надеюсь, что к этой идее еще придут.

Дела с Музеем тульского казачества обстоят исключительно плохо. Заявленный казаками Центрального казачьего войска Музей тульского казачества именно в такой формулировке просто откровенно исторически несостоятелен, так как крайне некорректно говорить о тульском казачестве. Собственно тульского казачества никогда не существовало, а казаки, которые были в Туле в XVI -середине XVIIв, принадлежали к самым разным группам казачества: казакам донским, черкассам днепровским казакам и даже казакам смоленским. К концу XVIIв. никаких казаков в Туле уже не было,они были переведены в южные крепости, а оставшиеся в городе очень быстро слились с другими группами населения. Вся дальнейшая история тульских казаков является вымышленной и представляет собой всего лишь попытки привлечь ко себе внимание и оправдать свое существование. Однако эта организация пользуется огромной поддержкой руководства региона и получает от него бесплатные здания. Таким образом, тульским казакам было передано здание в Музейном квартале.

Но все это не главная беда. При продуманном подходе вполне можно было бы скорректировать и создать, например, музей Тульской Засечной черты, интерактивный парк исторических аттракционов, экспозицию о тульских военных -служилых людях. Можно было бы, но, разумеется, не в этом здании. Дом купцов Поповых удивительно неудачен для такого музея, так как здесь абсолютно не прослеживается никакой связи с казаками. Кроме того, небольшие помещения совсем не подходят для музейных залов. Это чисто офисное здание и, выбирая его, руководство тульских казаков в большей мере хотело создать не музей, а свой собственный офис. Но, скажем, какие- то интерактивные объекты вполне можно было бы сделать во дворе этого здания.

За три года разговоров о музее тульского казачества не было сделано абсолютно ничего. Нет не только концепции музея, но и даже какого - либо понимания его. Нет ни одного музейного предмета. Поэтому, хотя этот музей постоянно присутствует в обещаниях наших руководителей, можно не сомневаться, что его не будет. Будет просто офис казачьего начальства, при котором, может быть, в дни праздников будет какое- то казачье представление с пением казачьих песен и показом игры с нагайками. Выглядит все это исключительно несерьезно и даже смешно. Неслучайно все это не показывают и не говорят об этом высоким гостям.

О частных музеях в Музейном квартале начальство вообще не думало. Хотя мы такие музеи предлагали и обещали им помощь и поддержку. Мысль наших руководителей в области частного предпринимательства в Музейном квартале никак не шла дальше ресторанов и гостиниц. Очень характерно, что когда начались аукционы по аренде зданий на улице Металлистов городской комитет имущественных и земельных отношений писал в документах, что сдаваемые здания могут быть использованы лишь для торговли и гостиниц. Вот такое  у нас понимание предпринимательства, несмотря на все!

Но такие музеи все - таки появились. Первым был Музей советской игрушки. Собственно говоря, это и не музей совсем, а просто магазин сувениров, названный музеев в рекламных целях. Здесь не ведется никакой музейной работы: ни учетно - хранительской, ни культурно - образовательной, нет музейной экспозиций, экскурсий. Там ведется просто торговля сувенирами. Хотя витринах и выставлены довольно интересные, и даже коллекционные куклы. Внимание к этому заведению губернатора и его подарки совсем не меняют сути дела. Это заведение никогда музеем не было и не является. Вероятно, это сейчас поняли и наши руководители. О Музее советской игрушки они также не говорят и гостям не показывают.

Единственным настоящим частным музеем здесь является музей - квартира тульского оружейника Симона Шейнина, человека в Туле очень известного и знаменитого,автора многих изобретений и разработок охотничьего, спортивного и боевого стрелкового оружия. Музей это, расположенный в квартире, в которой он проживал и сейчас проживает его сын М.С.Шейнин интересен также и тем,что отражает быт советской эпохи, быт советской семьи, проживавшей на этой улице и в этом доме. Здесь много подлинных вещей, сохраненных Шейниными.Но музей не вписался в планы нашего руководства по Музейному кварталу. Никак не вписался. На этот дом у них планы совсем другие. Он должен быть продан в частные руки для размещения там гостиницы. Казалось бы, и это не приговор. Музей в принципе мог бы существовать на своем месте при гостинице. Но нет, в концепцию гостиницы, которую будущий владелец упорно желает сделать в морском стиле, музей не вписывается. Казалось бы, надо изменить концепцию гостиницы и сохранить музей. Ведь квартал -то прежде всего музейный! Но нет: музею предложено убраться! Такова тульская логика, и она непреклонна даже в Музейном квартале. Дом, в котором находится квартира Шейниных, аварийный. Это и понятно, потому что дом это старый и иначе быть не может. Прокуратура Тулы подала иск в суд, требуя закрытия музея под предлогом аварийности. Но ведь власти хорошо знали, что тут будет открыт музей и вполне бы могли найти решение проблемы аварийности. Они вполне могли бы помочь сделать ремонт и устранить эту аварийность. Но они пошли по другому пути, формально юридически правильному, но такому абсурдному. Эта история с музеем - квартирой Шейнина очень наглядно свидетельствует о том, что настоящий Музейный квартал никого не нужен. Интересы здесь совсем другие.

Но пора сделать вывод. А вывод здесь получается такой: сейчас за полгода до анонсированного открытия Музейного квартала в нем нет ни одного настоящего музея и нет надежды, что эти музеи там появятся. Ведь настоящие музеи не появляются вдруг за неделю или месяц. Они создаются годами упорной и кропотливой работой над концепциями, работой по сбору музейных предметов. Эти музеи прежде всего ориентируются на то,что интересно и нужно посетителю. Они решают вопросы сохранения и показа уникальной истории и культурного наследия.

Ничего подобного здесь не видно. Не хочу обидеть своих коллег. Они стараются изо всех сил и буквально выдавливают из себя какие -то решения и проекты. Но тот подход, который с самого начала был здесь задан, сводит на нет все эти решения. Этот подход заключается в принципиальном отказе в тульском Музейном квартале от историчности экспозиционных решений. Причина неудачности всех музейных концепций очевидна. Это разработка  проектов при полном непонимании, незнании и непрочувствовании авторами этих концепций сути объектов. И не сказать, что у авторов не было времени. Скорее, не было желания изучать историю этих домов, консультироваться у историков и краеведов, привлекать их к работе над своими концепциями. Может казаться удивительным тот факт, что инициатива подготовить и издать развернутые исторические справки о домах этой улицы не встретила никакой поддержки у руководителей проекта и разработчиков концепций музеев. А ведь такие справки могли бы помочь в разработке решений. В подавляющем большинстве проектов реставрации зданий исторические справки оказались крайне краткими и общими. Справки во многих проектах разных зданий почти слово и слово повторяют друг друга. Не встретили интереса среди арендаторов и покупателей исторических зданий и предложения по возможному использованию этих зданий с учетом их истории.

Отсутствие исторического подхода здесь столь очевидно и бросается в глаза, что говорить об этом просто не приходится. Да и не было такой установки к общему сотрудничеству у руководителей проекта «Музейного квартала» в силу их отказа от общей концепции всей территории. Ошибочный методологический подход, или вернее полное его отсутствие разрушило квартал как единое целое, создало трудности в экспозиционных решениях и сделало их в конечном итоге довольно банальными. Надуманными и непродуманными. Местная уникальность и своеобразие было бездумно принесено в жертву стандартности и повторениям. Все это в итоге может сказаться на привлекательности  квартала для туристов и для местных посетителей. В самом деле, ехать в Тулу и посещать музеи Толстого, Поленова на ул. Металлистов, вкушать здесь кухни народов мира и посещать за 2-3 часа три археологических музея с похожей тематикой и предметами просто нет смысла. Чтобы узнать, что- то о Толстом и Поленове (хотя, честно сказать, что нового можно о них узнать?) а еще более, чтобы проникнуться духом их произведений и их мировоззрением, надо ехать в Ясную Поляну и в Поленово, и никак  не в Музейный квартал в Туле. Поэтому даже с маркетинговой точки зрения эти музеи не выглядят эффективно и не дадут заметной прибыли.

Конечно,можно наплевать на все это и понимать туризм,как понимают его в большинстве случаев сейчас. Туристы едут вовсе не для того, чтобы, узнать что-то новое и проникнуться каким- то духом, а просто, чтобы отдохнуть и повеселиться. И тогда им ничего особенно не надо. Все пройдет. Ведь это тупое обывательское быдло, которое схавает все, что им дадут и покажут! Важны вовсе не музеи и их тематика, а рестораны, кафе, гостиницы. А если уж очень потребуется, то всегда можно натянуть нужные цифры туристов, посетивших Тулу, приписав сюда, например, всех постояльцев гостиниц или многократно увеличить количество туристов, приплюсовать сюда одну и ту же туристическую группу, посетившую несколько музеев. А послушная пресса всегда может расписать успехи, раздуть их и представить любые неудачные решения как достижения мирового уровня и захлебываясь от  радости писать о том, как все замечательно, грандиозно, масштабно сделано. И обыватель поверит, а отдельные голоса критикующих профессионалов просто утонут в этой пучине восторгов и восхвалений. Все продумано, все сделано.

Но как же не хочется опускаться до такого уровня, который ниже канализации. Зачем тогда нужно это все? Постройте кафе, рестораны и дорогие бутики и шоу - румы. Только назовите все это кварталом не Музейным, а ресторанным или гостиничным, а еще лучше кварталом Красных фонарей. Это при таком подходе уже близко.

Что ожидает тульский Музейный квартал в будущем? Пройдет юбилей и что будет дальше? Конечно, можно помечтать и сказать, что все изменится, все поймут, чтобы были не правы и ошибались. И все кинутся исправлять то, что плохо и не получилось. Но вряд ли это случится. Просто не будет денег и все остановится и все останется в таком вот состоянии. И не быть в таком случае Туле туристической Меккой и музейным городом. Конечно, это не страшно. Мы будем продолжать жить. Но как будет обидно! Ведь могли бы всё сделать так здорово!
 
      краевед Сергей Демидов