Как сообщает "Коммерсант", оптовые цены на топливо в России могут резко взлететь в январе вслед за ростом цены нефти. 

Курс рубля продолжает оставаться слабым, что увеличивает для нефтяников привлекательность экспорта бензина, как и снижение экспортной пошлины из-за налогового маневра и рост акцизов. Уже с начала декабря АИ-92 и АИ-95 подорожали на 8%, до 48 тыс. руб. и почти 49 тыс. руб. за тонну соответственно. Теоретически государство должно компенсировать компаниям часть потерь от продажи топлива внутри страны через демпфер, но в январе именно компании заплатят по этому механизму в бюджет.

Пик цен был пройден в июне-июле 2020 года после того, как нефтекомпании увеличили выпуск топлива, в результате рынок стал постепенно стабилизироваться. На пике цены на АИ-95 и АИ-92 достигали 59,6 тыс. руб. и 51,5 тыс. руб. за тонну. Несмотря на это, рост цен на АЗС в прошлом  году, по данным Росстата, составил лишь 2,6%, не превысив уровень инфляции (4,9%). По данным «Петромаркета», рост оптовых цен на автобензин объясняется снижением предложения на внутреннем рынке.

По мнению экспертов, спад предложения бензина происходил на фоне обычного предновогоднего оживления спроса на продукт со стороны отечественных автолюбителей. Повышенный спрос предъявляют и независимые операторы мелкооптового рынка автобензина, подстегиваемые ожиданием роста цен в январе из-за повышения с 2021 года акцизов на моторные топлива.

Тренд на увеличение цен на топливо может укрепиться за счет повышения цен на нефть, которые выросли в начале 2021 года почти на 10%, до $56 за баррель. Курс рубля к доллару при этом почти не укрепился. В результате экспорт бензина становится для нефтекомпаний еще более выгодным.

В последние годы для того, чтобы снизить зависимость внутренних цен от экспортной альтернативы, российские власти ввели так называемый демпфирующий механизм. Если потенциальные доходы нефтяников от экспорта топлива становятся выше цены внутри РФ, бюджет доплачивает компаниям часть разницы между этими ценами, стимулируя таким образом поставки на внутренний рынок. Если, напротив, внутренний рынок становится премиальным, то уже нефтяники платят в бюджет РФ.