Лидируют в списке Санкт-Петербург (92,1 из 100 возможных баллов), Москва (92,0), Ленинградская (77,1), Калининградская (76,5) и Ярославская (76,2) области. А теперь-внимание! Тульская область показала слабый общий балл- 41,9!!! Соседние Орловская и Рязанская дали больше 50-ти баллов, туляков обогнали Костромская область и Башкортостан, Камчатский край и Пензенский регион, Ростовская область и Красноярский край.
Можно конечно, утешать себя тем, что Волгоградская область, например, оценена в 33,9 балла, Республика Бурятия и Чукотка показали по 28,3 и 24,7 баллов соответственно, а Ингушетия, Дагестан и Чечня-чуть ниже и чуть выше 10-ти баллов, но это сомнительное утешение.
Регионы оценивали по 12 критериям, разделенным на три группы, это :
-результаты обучения школьников (уровень подготовки, образовательное равенство, функциональная грамотность);
-практико-ориентированность школьного образования (использование лабораторного оборудования, компьютеров, число поступивших в организации СПО и вузы региона);
-управление системой школьного образования (объективность оценочных процедур, эффективность механизмов управления качеством образования, эффективность организационно-технологического обеспечения проведения ЕГЭ-2019 и аналитика и интерпретация результатов ГИА).
Руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев подчеркнул, что по ряду показателей, например по числу поступивших в вузы выпускников и по фактическому использованию лабораторного оборудования и компьютеров, система школьного образования оценивается впервые. В результате ни ЕГЭ, ни всероссийские проверочные работы (ВПР), которые, по словам господина Музаева, учителя часто воспринимают как контроль собственной работы, а не знаний учеников, напрямую не влияют на положение в рейтинге. «Поэтому необходимости и смысла, как в прошлом году, рисовать высокие оценки у региональных органов образования нет. Сейчас многим придется встряхнуться и работать, так как эти направления искусственно не подтянешь»,— заявил Анзор Музаев. Директор Федерального института оценки качества образования Сергей Степанченко пояснил, что доступность лабораторного оборудования рассчитывали исходя из количества старшеклассников, которые сдают выпускные экзамены, предполагающие его использование. «Если в школе их этому не учили, они, соответственно, не выберут такой экзамен»,- уточнил господин Степанченко.
Чиновники пообещали обновлять рейтинг минимум дважды в год - после ВПР весной и экзаменов летом. Кроме того, к концу 2021 года должен появиться аналогичный рейтинг муниципалитетов России, так как «каждому гражданину важно знать, какой уровень образования у него в районе». Жителям Тульского региона, впрочем, совсем уж расстраиваться и переезжать исключительно ради счастья своих детей в другие края пока не стоит. Так, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский заявил , что не приветствует такого рода региональные обобщения. «Сами посудите, означает ли этот рейтинг, что ребенок, живущий в Санкт-Петербурге, получает лучшее образование, чем ребенок, живущий в Архангельске, Новосибирске или Красноярске? Очевидно, нет, потому что качество образования зависит от того, какая школа, какой учитель»,- говорит он.
Хотя задуматься тулякам всё же есть о чём. По мнению сопредседателя профсоюза «Учитель» Всеволода Луховицкого, положение региона в списке напрямую связано с финансированием образования. «На самых низких местах оказались самые бедные. Это еще раз должно показать, что региональное финансирование образования в наших условиях приводит к реальному неравенству,— сказал господин Луховицкий.— Получается, права ребенка в Карачаево-Черкесии и ребенка в Питере совершенно разные». В Рособрнадзоре надеются, что рейтинг поможет властям субъектов федерации провести работу над ошибками.