Подорожание соли в марте-апреле стало самым резким за последние 16 лет, с «соляного кризиса» 2006 года.

Об этом сообщает РБК, ссылаясь на Росстат. В Минпромторге рост связывают с ажиотажным спросом в начале весны, но после закупки впрок продажи вышли на обычный уровень. В марте этого года стоимость 1 кг соли в магазинах выросла в среднем на 23% по сравнению с аналогичным месяцем 2021 года — с 13,8 до 17,07 руб., следует из данных Росстата. В апреле социально значимый продукт подорожал год к году еще более сильно — почти на 32%: с 13,9 до 18,3 руб. за 1 кг.  В феврале этого года средняя цена в рознице равнялась лишь 14,9 руб. Цены на соль этой весной росли быстрее уровня продовольственной инфляции: в марте цены на продукты питания в целом выросли год к году на 18%, в апреле — на 20,5%.Последний раз продукт дорожал за один месяц больше чем на два рубля во время так называемого соляного кризиса в 2006 году.

Как сообщал тогда «Коммерсантъ», цены на соль в ряде регионов выросли с 5–6 до 50 руб. за 1 кг на фоне слухов о прекращении поставок с Украины из-за конфликта вокруг цен на газ (на долю украинской соли в то время приходилось 40% российского рынка). По данным Росстата, в феврале 2006 года соль подорожала по сравнению с предыдущим месяцем в среднем сразу на 58% — с 5,1 до 8,8 руб. за 1 кг. Месячные запасы соли в некоторых регионах скупили за несколько дней, торговые сети вводили ограничения на продажу в одни руки. ФАС провела проверку производителей и розницы, но не нашла среди них виноватых и пришла к выводу, что причиной «соляного кризиса» стали потребители, ажиотажно скупавшие соль на фоне недостоверной информации о ее нехватке.

В Минпромторге зафиксированный Росстатом рост цен связывают с повышенным спросом, который в конце февраля — марте 2022 года наблюдался на товары длительного хранения, в том числе и на соль. Но сейчас люди закупились впрок и продажи таких товаров находятся на обычном уровне, уверяет представитель министерства, добавляя, что «соль в достаточном количестве присутствует на полках».

Объединяющая более 400 предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности ассоциация «Руспродсоюз» связывает резкое подорожание соли этой весной, в частности, с тем, что Росстат фиксирует скачок цен прежде всего на импортную соль, которая в основном представлена в магазинах. Средняя розничная цена российской соли — самая низкая в мире, настаивает зампред правления «Руспродсоюза» Дмитрий Леонов. В России 1 кг стоит всего $0,15, тогда как в ЕС минимальная цена в два раза выше, отмечают в «Руспродсоюзе». Но у розничных сетей почти нет прямых контрактов с отечественными соледобытчиками, они предпочитают закупать товар у фасовщиков, работающих на импортном сырье, указывает Леонов. По его словам, чем выше оптовая цена на продукт на входе в розницу, тем больше заработок на самом дешевом на полке продукте для ретейлера.В крупнейших торговых сетях представлена соль прежде всего отечественных производителей, а ассортимент формируется в первую очередь исходя из потребительского спроса, а не потенциального заработка с закупочной цены, возражает Игорь Караваев, председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (объединяет федеральные сети). Среди факторов, которые сейчас влияют на рост цен, Караваев называет удорожание логистики и упаковки, но с учетом существующего уровня потребления соли колебание цен в абсолютном выражении минимально — речь идет об изменении на «пару рублей в месяц».

Мощностей отечественных предприятий, выпускающих пищевую соль, «достаточно для полного удовлетворения потребностей внутреннего рынка», констатирует представитель Минсельхоза. Импорт соли в министерстве объясняют тем, что основные производства находятся далеко от центральных регионов России и цена продукции, которая поставляется из-за рубежа, поэтому оказывается более выгодной.

Производство соли в России по итогам 2021 года составило 1,5 млн т, оно покрывает около 60% потребностей рынка в соли, оценивает «Руспродсоюз». Остальные объемы завозятся из-за рубежа — прежде всего из Казахстана и Белоруссии.

Отечественная соль также дорожает, поскольку на стоимости пачки недорогого отечественного продукта рост цен на логистику и упаковку сказывается сильнее, чем в других странах, признает Леонов. По его словам, логистика с начала 2022 года подорожала на 30%, полипропиленовые мешки для соли — на 70%, а упаковочный картон — в 2,5 раза. Эти факторы занимают существенную долю в себестоимости производства соли и пересмотр отпускных цен — вынужденная мера для сохранения предприятий, указывает Леонов, не уточняя, на сколько предприятия подняли цены.