17 НОЯБРЯ 1948 года крейсер «Аврора» знаменитый на весь мир занял свое величавое и почетное место на Петроградской набережной, встав на вечную боевую вахту в городе трех революций. Однако его славный и насыщенный знаменательными событиями исторический путь начался задолго до осенних дней семидесятипятилетней давности.
Ровесник XX века, построенный на Адмиралтейских ветвях, корабль был спущен на воду 11 мая 1900 г. В этот век «Аврора» не только мужественно разделила все ключевые события эпохи, но и стала их настоящим символом. Стала для того, чтобы продолжить свой боевой поход и в веке XXI.
Закладка крейсера, названного в честь богини зари, была обусловлена обострившимися противоречиями с Англией и венчала собой серию из трех кораблей новейшего типа «Диана» с бронированной мастерами Ижорского завода палубой и боевой рубкой. В самом начале своего пути «Авроре» было уготовано первое серьезное испытание – переход через половину земного шара и вхождение в состав Тихоокеанской эскадры. Чтобы немного отвлечься от однообразия морской пучины, матросы даже завели на корабле экзотических животных. «Тропический климат, тяжелые условия плавания расшатывали здоровье, психику. Осточертело мертвящее однообразие. Матросов, даже прежде равнодушных к животным, неудержимо потянуло к ним. После гибели Шарика на крейсере появились два молодых крокодила, несколько хамелеонов, не только менявших цвет, но и форму тела – они надувались, преображались на глазах», – описывает присутствие пресмыкающихся на боевом корабле писатель Юрий Чернов в книге «Судьба высокая «Авроры».
Надо отметить, что с первых дней службы экипаж крейсера отличали высокая дисциплина, выучка, дружность и организованность. Пожалуй, не в последнюю очередь благодаря этому корабль смог с честью преодолеть все выпавшие на его долю испытания. А было их с избытком…
Следующим из них, безусловно, стала Русско-японская война и похоронившее 21 корабль печально известное Цусимское сражение, в ходе которого русская эскадра была сокрушительно разгромлена. «Аврора» сражалась храбро, выпустила по противнику 303 снаряда калибром 152 мм, 1282 – калибром 75 мм и 320 – 37 мм, получила множество попаданий и повреждений, потеряла более десятка офицеров и матросов во главе с командиром корабля, но смогла уцелеть и вернуться на Родину. Примечательно, что экипаж крейсера шесть раз поднимал сбитый снарядами флаг, который, будучи изрешеченным, несмотря ни на что, продолжал развеваться. Так закалялся характер и революционный дух «Авроры», который она пронесет через века.
До событий Великого Октября корабль должен был пройти через горнило еще одной империалистической буржуазной войны, которая полыхнула в 1914 г. В ходе нее после ряда сражений ожидаемо потребовался капитальный ремонт, который и привел «Аврору» в 1916 г. к уже дышащему полной грудью революционным воздухом Петрограду.
Понимая, какую роль в предстоящих событиях может сыграть закаленная в боях, сплоченная и дружная команда корабля, командир крейсера значительно ужесточил порядок – были введены ограничения схода команды на берег, ежедневные осмотры всех запираемых после работ помещений, проявлено пристальное внимание к политическим активистам. Царский офицер тщетно старался уберечь экипаж от «разлагающей революционной пропаганды» жесткой дисциплиной и постоянной занятостью. Но время этих методов, время прогнившего насквозь старого мира, время буржуазной эксплуатации и насилия уходило безнадежно, и ничего в те дни уже не могло остановить прогрессивного народного гнева.
СОБЫТИЯ февраля 1917 как в стране, так и на «Авроре», развивались стремительно. Революционные матросы крейсера отказались подчиняться преступным приказам командира Никольского, за что были расстреляны им же из табельного оружия. Для защиты от бунта на палубе также были установлены пулеметы. Но перед десятками тысяч крестьян и рабочих, с красными знаменами пришедших к «Авроре», горстка царских офицеров была бессильна – с них сорвали погоны и справедливо отправили на свалку истории. С этих дней корабль по праву становится крейсером революции, которой еще предстояло прошагать нелегкий путь от Февраля к Октябрю.
В этот период почти ежедневно на «Авроре» проводились митинги и собрания, неуклонно росло число большевиков, несмотря на свирепствовавшее Временное правительство, по приказу которого часть экипажа за революционные настроения была помещена в «Кресты». В эти дни экипаж проходил настоящую закалку в классовой борьбе, но при этом в тяжелейших условиях продолжал обеспечивать ремонтные работы и нес боевую вахту. Понимая значение крейсера в предстоящем революционном восстании, команда решительно воспрепятствовала выходу корабля на ходовые испытания в Балтику и настояла на его стоянке в Неве.
«Аврора» осталась на боевом посту в те октябрьские дни, чтобы стать настоящим штабом революции и навсегда вписать свое имя в историю. Именно с ее борта было передано воззвание вождя мирового пролетариата В.И. Ленина «К гражданам России», именно ее орудие выстрелом возвестило о начале штурма Зимнего дворца, который завершился победой Великой Октябрьской социалистической революции, свергнувшей вековой гнет капитализма.
Сегодня в различных изданиях любят активно искажать роль событий революционного крейсера в октябрьские дни 1917 г. Самым полезным в этой ситуации, пожалуй, станет обращение к первоисточнику. В газете «Правда» от 9 ноября (27 октября) 1917 года было опубликовано следующее письмо в редакцию:
«Команда крейсера «Аврора» выражает протест по поводу брошенных обвинений, тем более обвинений не проверенных, но бросающих пятно позора на команду крейсера. Мы заявляем, что пришли не громить Зимний дворец, не убивать мирных жителей, а защищать и, если нужно, умереть за свободу и революцию от контрреволюционеров. Печать пишет, что «Аврора» открыла огонь по Зимнему дворцу, но знают ли господа репортеры, что открытый нами огонь из пушек не оставил бы камня на камне не только от Зимнего дворца, но и от прилегающих к нему улиц? К вам обращаемся, рабочие и солдаты г. Петрограда! Не верьте провокационным слухам. …Что же касается выстрелов с крейсера, то был произведен только один холостой выстрел из 6-дюймового орудия, обозначающий сигнал для всех судов, стоящих на Неве, и призывающий их к бдительности и готовности. Председатель судкома А. Белышев, Секретарь С. Захаров».
При этом враги советской власти долго не могли простить «Авроре» вклада в победу Великого Октября. В 1917–1918 годах, как вспоминает бывший командир корабля Лев Поленов в своей книге «Сто лет в списках флота», было сделано несколько попыток уничтожить революционный крейсер или его экипаж. Первая попытка была предпринята в канун 1918 года, когда на корабль была отпущена к новогоднему столу партия окороков, которые, как выяснилось, были отравлены. Около 200 человек были госпитализированы в тяжелом состоянии.
В январе экипаж крейсера был предупрежден о намерении врагов революции уничтожить корабль. Для защиты «Авроры» балтийцы установили на льду Большой Невы проволочное заграждение, усилили охрану корабля. Во второй половине марта судовой комитет получил информацию о намерении анархистов подорвать «Аврору». 30 марта попытка теракта была предотвращена. На льду у носовой части крейсера, в районе погребов с боезапасом, матросы нашли подозрительный пакет и обезвредили его.
Сыграв колоссальную роль в революционных событиях, «Аврора» продолжала верой и правдой служить Отечеству. После окончания Гражданской войны она использовалась в качестве учебного корабля, комплектование которого проводилось как старыми судовыми специалистами, так и молодыми моряками-комсомольцами. Стоит ли удивляться тому, что именно крейсер революции под красным знаменем стал первым боеспособным кораблем Балтийского флота? Первым же «Аврора» отправилась и в заграничные походы. Экипаж посетил ряд европейских стран, став настоящим кораблем-дипломатом и завоевывая авторитет молодой Советской республики у иностранных государств. А колоссальный авторитет символа и непосредственного участника революции среди народа СССР был справедливо отмечен орденом Красного знамени.
***