Частные перевозчики, занимающие значительный сегмент на рынке общественного транспорта Тулы, объявили о существенном повышении тарифа на проезд – с 20 до 25 рублей.
Олег Лебедев, первый секретарь Тульского обкома КПРФ, депутат Госдумы от Владимирской, Рязанской и Тульской областей.
Частные перевозчики поставили и туляков, и местные власти перед фактом: за 20 рублей возить больше не будем – себе дороже, с 18 марта повезём за 25. Это взлёт тарифа сразу на 25%! Понять частника, конечно, можно: бензин дорожает и дорожает, это же касается и газомоторного топлива, а семьи кормить надо, налоги платить тоже.
Но вот какое дело: наверное, уже более десяти лет каждые новые руководители Тулы, будь то глава муниципального образования – председатель городской Думы или глава администрации – обещают горожанам пересмотреть транспортную политику и радикально увеличить количество единиц муниципального общественного транспорта (где цена поездки пока не меняется и остаётся в пределах 20 рублей), одновременно сократив объёмы перевозок частными маршрутками. Но всё это время обещания обещаниями и остаются. А частник время от времени берёт муниципалитет за горло, начинает открыто шантажировать забастовками, невыходом машин на маршруты и т.д.
Корни этой проблемы лежат в далёком 1996 году, когда при мэре-ельцинисте Николае Тягливом была практически разрушена система регулярных пассажирских перевозок муниципальными автобусами. Как-то ещё выручал электротранспорт, а нишу автобусов заполнили тогда ещё РАФы, КАвЗы, ПАЗы, а потом сменившие их ГАЗели. Команда избранного народом главы Тулы коммуниста Сергея Казакова в конце девяностых смогла возродить городской автобус, тем более, что и в городской Думе этой проблемой тогда активно занимались наши депутаты-коммунисты. Но вытеснить маршрутки на том этапе было невозможно – муниципальный транспорт не мог полностью удовлетворить спрос на пассажирские перевозки.
Прошло два десятка лет. Казалось бы, экономическая ситуация в корне поменялась, закупался новый транспорт, Москва поставляла б/у, но вполне ещё приличные автобусы (как и троллейбусы с трамваями), но коммерческие маршрутки по-прежнему занимают существенную долю общего объёма городских перевозок, по некоторым оценкам - до 80%. Судите сами: в городе работает порядка 60 трамваев, не более 70 троллейбусов, из ста автобусов на линию ежедневно выходят вряд ли больше 80-ти, а маршруток бегает около тысячи. Но многие из них не вполне исправны технически, водители перерабатывают, салоны в часы пик набивают под завязку, что запрещено правилами. Маршрутки существенно осложняют ситуацию на дорогах, когда начинаю бегать наперегонки в погоне за пассажиром, занимают места на автобусных остановках, а муниципальные автобусы вынуждены ждать, чтобы высадить и посадить людей. Кроме того, коммерческие автобусы малой вместимости – это огромный неконтролируемый оборот наличных денег, что даёт основания говорить минимум о непрозрачности, а максимум о криминализованном характере этого бизнеса.
Так почему в этом вопросе до сих пор не наведён порядок? Почему частник опять начинает диктовать условия городу и горожанам? Почему многие города, и покрупнее, чем Тула, в принципе смогли отказаться от услуг маршруток и наладить работу муниципального транспорта повышенной вместимости, а тульские чиновники этого сделать не могут?
Маршрутки, наверное, всё-таки нужны, но лишь там, где, по каким-то причинам, невозможно или просто нецелесообразно выпускать на линию большие автобусы, а вывозить людей надо. Но они должны работать по муниципальному заказу, ездить по чёткому расписанию, перевозить льготников, быть оборудованными местами для маломобильных пассажиров, принимать безналичную плату за проезд, иметь надлежащее техническое и санитарное состояние. Впрочем, эти же требования – и к муниципальному транспорту. Люди должны иметь возможность добираться быстро, безопасно и комфортно.
Что же касается цен на бензин и дизельное топливо в России, то они постоянно становятся поводом для акций протеста, громких заявлений и пустых обещаний высокопоставленных чиновников и нефтяных королей, объектом народного чёрного юмора и гаданий на кофейной гуще – что же будет дальше с ними дальше. Напомню: в СССР бензин марки АИ-93 до 1991 года стоил 40 копеек за литр, и эта цена оставалось стабильной более десяти лет. Сейчас же, как невесело шутят в народе, причин для роста цен на бензин всего три: нефть подорожала, нефть подешевела, и цены на нефть не менялись слишком долго. Если сравнить Россию со странами Европы, то по количеству литров бензина, которое можно на эту зарплату купить, мы оказались на 16-м месте (РИА «Рейтинг»), а если смотреть в разрезе 61 страны, в том числе нефтедобывающих, то мы скатимся на 34-е место (агентство «Блумберг» рассчитало соотношение среднего дневного дохода граждан государств и цена 1 литра АИ-95).
Поэтому, когда дорожает проезд в общественном транспорте, в первую очередь нужно сказать «спасибо» родному государству, которое, в первую очередь, служит интересам большого капитала, а во вторую - этому самому капиталу в лице хозяев нефтедобывающих компаний. Свою лепту вносят и трейдеры, и посредники, но тон задаёт добыча. А в правительстве продолжают что-то лепетать про недопустимость «нерыночных» механизмов регулирования цен на ГСМ. А когда чиновники делают вид, что пытаются сдержать удорожание топлива, то их бурная деятельность сводится к уговорам в адрес нефтяных королей на время умерить аппетиты и потерпеть. То есть, проблема решается «по понятиям», а вернее, не решается, а на кое-то время просто откладывается. И они считают такие «механизмы» рыночными?
А дорожает ГСМ – дорожает почти всё, так как транспортная составляющая защита в стоимости абсолютного большинства товаров и услуг. Но механизмы сдерживания цен на топливо есть. Есть их госрегулирование, это конкуренция государственных и частных топливных компаний, это пресечение любых картельных сговоров – вплоть до уголовного преследования барыг-мошенников. Это национализация нефтедобывающих компаний, в конце концов!
Но пока в правительстве страны заправляют либералы, которые служат отечественному и мировому олигархическому капиталу, ситуация к лучшему вряд ли изменится. Наша позиция остаётся неизменной: эти люди должны быть, как минимум, уволены, а им на смену должны прийти патриоты-государственники, которые будут заниматься развитием страны, бороться с бедностью, а не с бедными и заставят раскошелиться сверхбогатых. Тогда и цены с тарифами стабилизуются, и народ свободнее вздохнёт.