Правительство отреагировало на парламентские слушания на тему «О мерах по повышению качества образования в Российской Федерации», которые прошли в июне. Заместитель министра просвещения Виктор Басюк, реагируя на рекомендации парламентских слушаний, направил на рассмотрение в минтруда предложения, как и по каким сценариям можно обеспечить рост заработной платы для педагогов.

МИНПРОСВЕЩЕНИЯ России совместно с Общероссийским профсоюзом образования в 2019 году был проведён мониторинг используемых при оплате труда учителей систем оплаты труда в субъектах Российской Федерации. По итогам мониторинга хорошо видно, что в стране сложилась весьма пёстрая и разнородная практика в сфере оплаты труда педагогов. Доля ставки (оклада) в составе фонда оплаты труда составляет: более 70% — в 20 регионах; от 65 до 70% — в 19 регионах; от 50 до 65% — в 26 регионах; от 30 до 50% — в 17 регионах.

В двух субъектах Российской Федерации доля ставки (оклада) учителей в составе фонда оплаты труда составляет менее 30%: 23,9% в Рязанской области и 25,3% в Тверской. «Такая картина означает, что при установлении и совершенствовании систем оплаты труда не в полной мере учитываются положения Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, предусматривающие необходимость направлять не менее 70% фонда оплаты труда организации на установление размеров ставок заработной платы работников», — отмечено в письме заместителя министра.

За исключением трёх регионов (Ивановская и Калужская области, Москва), в которых используется система оплаты труда, основанная на стоимости бюджетной образовательной услуги (стоимость 1 человеко-часа), во всех остальных субъектах Федерации установлены минимальные размеры ставок (окладов) заработной платы учителей. Диапазон установленного размера ставок — от 3608 py6лей в Республике Мордовия до 22344 рублей в Приморском крае. То есть разница может составлять до шести раз!

По данным Росстата, в среднем по России зарплата школьного учителя составила около 40 тысяч рублей. При этом на Чукотке зарплата учителя достигает 99 тысяч рублей, а в Северной Осетии она менее 22 тысяч рублей. В Москве педагоги зарабатывают более 97 тысяч рублей.

СТОЛЬ разительные отличия связаны с тем, что сейчас все вопросы оплаты труда учителей решаются на региональном и муниципальном уровнях: устанавливаются базовые ставки, принципы начисления стимулирующих выплат и разных надбавок. Во многих регионах доплачивают молодым и сельским учителям: суммы разнятся на порядок. В некоторых субъектах действует система баллов. Они даются за различные достижения — от побед учеников в олимпиадах до общественной работы. А во многих школах такой порядок: чем больше баллов заработал учитель, тем больше надбавка. «Провинился» в чём-то перед директором? Заветные баллы не получишь...

Сложившаяся практика возникла после декабря 2008 года, когда в стране приняли новую систему оплаты труда (НСОТ). Она заменила действующую до этого единую тарифную сетку (ЕТС). Сейчас зарплата преподавателя складывается из трёх частей. Первая — оклад, который рассчитывается исходя из рабочих часов сотрудников. Вторая — компенсационные выплаты, которые включают классное руководство, проверку тетрадей, добавки за число учащихся, категорию и нагрузку учителя. Третья — стимулирующие выплаты. Они включают в себя число учеников, победивших или занявших призовое место на олимпиаде вне школы, высокие показатели на ЕГЭ.

Назревшие перемены в системе оплаты труда учителей обсуждаются ныне в обществе на разных уровнях. Так, «Российская газета» сообщила, что на днях члены Совета Федерации предложили разработать единую для всей страны модель, по которой бы оплачивался труд учителей в регионах. По словам главы Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилии Гумеровой, предметное обсуждение вопроса в профильном комитете намечено на вторую половину декабря.

«Профсоюз поддерживает идею введения единой федеральной системы оплаты труда педагогов, — рассказал «РГ» заместитель председателя Общероссийского профсоюза образования Михаил Авдеенко. — Вопрос только в том, что в эту систему включать. Необходимо установить минимальные гарантии по уровню зарплаты. Сейчас, кроме МРОТ, никаких критериев нет. Но это же минимальная ставка для неквалифицированного труда. А учителя выполняют федеральный образовательный стандарт. Их зарплата не должна быть в прямой зависимости от бюджетной обеспеченности региона».

Что же касается непосредственного «виновника» нового всплеска интереса к теме — заместителя министра просвещения В. Басюка, то он предложил «разработать комплекс мероприятий и сформировать совместно с субъектами Российской Федерации «дорожные карты», гарантирующие минимальную заработную плату при условии работы нa одну ставку заработной платы (18 часов) в размере не менее 70 процентов от средней заработной платы в субъекте Российской Федерации».

Данную практику Виктор Басюк предлагает фиксировать в трудовых договорах с каждым педагогическим работником. Одновременно требуется «проработать механизмы оказания субъектам Российской Федерации финансовой поддержки в случае недостаточности у них собственных средств» для «обеспечения роста заработной платы отдельных категорий педагогических работников начиная с 2020 года».

https://gazeta-pravda.ru/issue/139-30926-13-16-dekabrya-2019-goda/raznaya-oplata-za-ravnyy-trud/