Начиная с 90-х прошлого века, правящие в РФ либералы неустанно твердили: вот придут инвесторы и всё нам построят, модернизируют устаревшие производство, внедрят новые технологии.
Народ недоволен. Рейтинги власти падают. Между тем истекает последний президентский срок Путина. Нужно без промедления восстанавливать производственный сектор, а это требует колоссальных средств. Они есть у тех, кто наживается на нефти, газе и кто хапнул народную собственность в конце-90-х. Но как эти кошельки вернуть в РФ? Обещанная законами амнистия капиталов не работает. И тут в правительстве созрела идея создать инвестиционный кодекс, который создаст «комфортный механизм», привлекательные условия для потенциальных инвесторов – миллионеров и миллиардеров.
На этой неделе Госдума одобрила пакет из четырех законопроектов, которые будут «защищать» капиталовложения и, как считает правительство, создадут правовую основу для вложения капиталов в экономику РФ. Эти законопроекты и составят инвестиционный кодекс.
Базовый из них так и называется «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в РФ». Вокруг него велась ожесточенная дискуссия.
О создаваемом законопроектом «специальном механизме» для инвесторов подробно говорил замминистра финансов Андрей Иванов. Объем инвестиций, необходимых для реализации нацпроектов, – 30 трлн рублей, только в капиталы компаний предстоит привлечь в ближайшее время не менее 3 трлн рублей. Масштабные задачи надо решить за оставшуюся пятилетку, в соответствии с указами президента.
Под комфортным инвестиционным климатом подразумеваются многочисленные налоговые льготы, которые будут предоставляться инвесторам на годы вперед. Причем налоги – региональные, это те финансовые средства, которые могут не поступить в региональные бюджеты, а они и так скудные, в основном дотационные. И этот «комфорт» для богатых инвесторов слишком насторожил коммунистов: кто же тогда инвестор – миллиардеры или бедные регионы? Коммунисты отказались поддерживать двусмысленную концепцию будущего инвестиционного кодекса.
Позицию фракции КПРФ представила Вера Ганзя:
– Инвестиционные законопроекты, которые составят инвестиционный кодекс, создают колоссальную поддержку крупному капиталу. А кто у нас крупный капитал? Люди, которые входят в окружение Кремля. Это и Ротенберги, и Миллер, и Лисин – все те, кто возглавляет списки «Форбс». Для них и пишется «инвестиционный кодекс», на них он и будет работать.
Да, в законопроектах идет речь о частных вложениях супербогатых граждан. Т.е., те 30 трлн рублей, которые лежат на счетах юридических лиц, но не работают на нашу экономику. Их надо заставить работать. И хотят это сделать с помощью закона о «комфортном механизме» для инвесторов. «Комфортность» будет заключаться в заморозке ставок тех налогов, которые поступают в региональные бюджеты, – на имущество, на транспорт, на землю, на прибыль. По законопроекту, «замороженные» ставки получат те инвесторы, которые подпишут соглашения с регионами.
Представим, ставки заморозили аж на 20 лет. Такой срок обговорили… А у меня вопрос: есть ли такие люди, которые ради замороженных ставок придут и вложат свои деньги? Я таких людей не знаю. Сомневаюсь, что такая замануха сработает. Причем инвесторам обещают уберечь их от потерь. А регионам – никаких гарантий в случае неудачи. Региональные бюджеты слишком рискуют, а за ними – тысячи простых, бедных людей.
Есть еще нюанс. Те, кто имеет деньги и хочет их вложить, будут с регионами заключать индивидуальные соглашения. Что будет прописано в этих соглашениях, неизвестно. Особым положением будут пользоваться инвесторы с вложениями более 10 млрд рублей. Предполагаю, что в соглашениях могут быть прописаны такие льготы для инвесторов, которые потом 10 раз окупятся и вытащат из бюджета гораздо больше средств, чем вложат.
Мы, КПРФ, настаиваем на том, чтобы соглашения и любые другие документы, связанные с инвестициями, были прозрачными, чтобы каждый человек мог прийти и увидеть, что в этом соглашении.
Вопрос, который многократно звучал в ходе обсуждения, – это вопрос доверия. Мы можем какой угодно красивый закон принять, но если не будет доверия ни к этому закону, ни к руководству страны, ни к депутатам – такой закон работать не будет. Поэтому нам надо в первую очередь рассматривать вопрос доверия к государственной власти, к нашей налоговой и бюджетной системе, и к нашим законам. Тогда будет уверенность. Пока такой уверенности нет.
Надо также учитывать, что у нас немало придумано серьезных преференций для тех, кто хочет вкладываться в нашу экономику, – территории опережающего развития, особые экономические зоны, там предоставляются колоссальные налоговые и иные льготы. Но туда до сих пор не побежали инвесторы.
Велика вероятность, что такая же участь постигнет и эти законопроекты. Потому что нет доверия к властям. Нет уверенности, что это всё заработает.
Фракция КПРФ считает, что защищать и поощрять капиталовложения надо. Но подходы должны быть другие, без тайных соглашений. Настораживает, что в базовом законопроекте много отсылочных норм, которые не гарантируют впоследствии сохранение концепции, создают неопределенность, зыбкость положений. У нас тысячи таких законов, они бесполезны. Поэтому КПРФ не голосует за эти проекты.