В этом году медики, некогда бывшие послушными исполнителями любой воли начальства (подобно остальным бюджетникам), неожиданно для всех (и, возможно, для себя самих!) взбунтовались. 

География протестов впечатляет – Москва, Нижний Тагил, Александров, Пятигорск, Петрозаводск, Уфа, Пенза, Екатеринбург… По всей стране врачи и медсестры стационаров, поликлиник, станций скорой помощи подают целыми коллективами заявления об увольнении, проводят итальянские забастовки, наконец, создают новые, независимые профсоюзы. Недавно, в конце ноября, независимый профсоюз «Альянс врачей» провел всероссийскую акцию протеста.  

Возмущение копилось годами, понемногу, день за днем. Простые врачи и медсестры беднели, главврачи и работники администраций больниц и поликлиник богатели. Врачей заваливали бумажной работой, заставляли дежурить без отдыха и сна, увольняли, делали крайними, возбуждая в отношении их уголовные дела за медицинские ошибки… Но последней каплей стала ситуация с майским указом Путина. 

Как известно, в мае 2012 года президент В.В. Путин подписал 11 указов, содержащих 218 поручений правительству. По одному из этих указов власть обещала поднять зарплату медработников до двойной от средней по региону. Срока на это было отведено 8 лет, до 2020 года. 

И чиновники на местах указ президента вроде бы кое-как выполнили (хотя, конечно, не везде и не в полной мере даже по официальной статистике). Однако у медработников, равно как и у педагогов, вызывал шквал возмущения тот способ, каким это сделали. К примеру, администрации больниц и поликлиник поднимали до двукратной от средней по региону не заплату простых врачей и медсестер, а среднюю же зарплату по больнице и поликлинике. В итоге врачи как получали по 25 тысяч, так и продолжали получать. А чиновники отсылали наверх бодрые отчеты о том, что в среднем медработники во вверенных им учреждениях имеют по 60, а то и по 70 тысяч рублей в месяц… Такая цифра была вполне реальной, но, увы, она получалась в результате суммирования зарплаты санитарки и главврача. Об этом, конечно, в отчетах скромно умалчивалось. 

Другая уловка состояла в том, что врачей, медсестер, санитаров увольняли, а их обязанности взваливали на оставшихся, которые получали теперь не 25, а 45 тысяч в месяц, но работали день и ночь без отдыха на 2, а то и 2,5 ставки. Разумеется, скоро люди не смогли выдерживать такие нагрузки: у них начиналось профессиональное выгорание, обострялись болезни, к тому же хроническая усталость приводила к медицинским ошибкам…

Нашлось и много других способов отчитаться о выполнении указов – например, дробить ставки на доли, а объем работы сохранять прежний. Наши бюрократы очень изобретательны, если речь идет не об улучшении положения подчиненных, а о пускании пыли в глаза начальства. Это и привело медработников на грань отчаяния, толкнуло их на акции протеста.

Вместе с тем среди них, да и в обществе в целом, до сих пор бытует избитый миф о том, что царь хороший, бояре плохие. Иначе говоря, президент сделал благое дело, проявил заботу о человеке труда, а администраторы и бюрократы извратили его указания. Администрация президента, импозантный пресс-секретарь да и само первое лицо всячески поддерживают этот миф. На каждой прямой линии наш главный начальник стучит кулаком по столу и грозным голосом обвиняет начальников помельче в очковтирательстве, бюрократизме и халатности. Наивные телезрители радуются: теперь-то глава заметил, понял, дело наладится…

Но давайте внимательно прочитаем тот самый пресловутый майский указ. Он носит номер 597 и называется «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». По нему правительству было дано 34 поручения. Параграф 5 указа содержит искомое требование: «Повышение к 2018 году средней заработной платы врачей, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе». Обратите внимание, в тексте указа говорится именно о повышении «средней заработной платы врачей, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников». Повторяю, средней зарплаты по учреждению. То есть, если кто-нибудь станет вам говорить, что президент потребовал от главврачей повысить зарплату врачей и медсестер, а те извратили волю президента и повысили лишь среднюю зарплату, которая складывается из высоченной зарплаты самих главврачей и грошовой – их подчиненных, можете смело отвечать: ничего подобного! Главврачи сделали то, что и было сказано в президентском указе. Если бы глава государства действительно хотел, чтобы зарплату повысили простым, рядовым врачам, педагогам, научным работникам, то в документе было бы сказано: повысить не среднюю, а минимальную зарплату по учреждению. Или повысить базовый оклад. Но сказано там совсем другое…

Впрочем, важны ведь не декларации, а их финансовое обеспечение. Обещать и требовать можно что угодно. Однако если под эти требования не будут выделены деньги, все останется лишь на бумаге. Но, как известно, около 70% финансирования майского указа о повышении зарплаты бюджетников президент и правительство возложили… на региональные бюджеты. Так, по утверждению Счетной палаты, в 2016 году на выполнение майского указа требовалось 726 миллиардов рублей. Федеральный бюджет выделил на эти цели всего лишь 120 миллиардов. Остальные 606 миллиардов было предложено изыскивать регионам (А. Черных, В. Вислогузов, Д. Бурлакова, Д.Бутрин, Р. Баданов. «Не май месяц. Зарплаты врачей и учителей в 2015 году в майские указы вписываются с трудом» // Коммерсантъ. №208. 18 ноября 2014 г.). А как обстоит дело с региональными бюджетами, читателю, думаю, и так понятно. В 2015 году доходы Хабаровского края должны были составлять около 70 миллиардов рублей, а расходы краевого бюджета планировались в объеме 83,8 миллиарда (Закон Хабаровского края «О краевом бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»). То есть в краевом бюджете был уже изначально запланирован дефицит почти в 14 миллиардов рублей. А по майскому указу требовались финансовые вливания на десятки миллиардов… 

Я нисколько не оправдываю махинации плутоватых бюрократов и администраторов на местах. Но, с другой стороны, представьте себя на их месте. Администрация края требует от главврача повысить среднюю зарплату во вверенной ему больнице до двух средних по региону. Но при этом сообщает, что денег нет и из краевой казны он на это ни копейки не получит. Однако отчитаться о выполнении указа президента нужно обязательно, иначе будут приняты меры… Сами начальные условия, заданные Кремлем, подталкивают к сугубо формальному и не совсем честному исполнению указа. А потом президент на прямой линии скажет, что виноваты чиновники на местах…
Вряд ли те, кто работал над текстом указа и кто его подписывал, не понимали это. Значит, действительное предназначение указов состояло в другом – в пиаре руководителя, который порастерял былую популярность сначала после событий на Болотной, а потом и после пенсионной реформы… Возможно, при этом предполагалось, что бюрократы своего не упустят. Иначе говоря, руководителям на местах в очередной раз давался карт-бланш под благовидным поводом урвать что-нибудь от зарплат своих подчиненных… Ведь все эти главврачи, ректора, деканы, директора институтов – сплошь члены партии «Единая Россия», настоящая опора режима. Как не поощрить свою опору! Впрочем, в случае чего на них же можно все и свалить…

Надо думать, что уж после этого народ перестанет верить в пропагандистские сказки и на акциях врачей, учителей, других бюджетников зазвучат не унизительные просьбы выполнить «цареву волю», а твердые политические требования. 
http://www.sovross.ru/articles/1929/46990
                                                                                                       Рустем ВАХИТОВ