28 декабря в атриуме Тульского кремля состоялась встреча общественности с министром культуры Тульской области Татьяной Рыбкиной по ситуации с Домом губернатора на улице Свободы, 52. 

     Здание является объектом культурного наследия, однако ремонт и реставрация Дома губернатора ни разу не производились. Сейчас Дом губернатора хотят продать в частные руки, представители культурного сообщества города пытаются этого не допустить. Однако в ходе встречи стало ясно: позиция властей остаётся неизменной, здание будет продано.

     Я присутствовал на данной встрече и хотел бы ее прокомментировать. Отмечу сразу, что не могу назвать ее совершенно бесполезной. Нас выслушали и дали полную возможность высказать свое мнение и позицию. Это был диалог, очень нужный обеим сторонам. И за это необходимо поблагодарить Т.В. Рыбкину. Мы поняли, что многие решения принимаются не в Министерстве культуры, а в Правительстве ТО. Это убеждает нас, что необходимо продолжать добиваться, чтобы мы были услышаны и на более высоком уровне. Многие выступающие, в том числе и я, отмечали, что необходим реальный диалог власти с общественностью, что состав и количество подписавших это письмо не позволяет власти его просто проигнорировать. Это было бы большой ошибкой власти и не способствовало бы доверию к ней со стороны общественности. Необходима организация Общественного Совета для предварительного обсуждения решений и проектов, касающихся объектов культурного наследия. Это ведь не только собственность ТО, которой распоряжается Правительство, но и объекты культурного наследия РФ. Так что неучёт мнения представителей этого народа недопустим.

     В тоже время мы никак не можем согласиться с правительственной позицией, высказанной при обсуждении, что все памятники необходимо передать (т.е. продать) в частные руки. Из этого можно сделать вывод, что государство банально хочет спихнуть со своих рук памятники, при этом ещё получив за них средства. Этого мы не можем допустить. Также очень неубедительно звучало и утверждение о том, что если у нас будет всё реставрироваться за счет государства, то под угрозой отказа окажутся все наши социальные программы. Каждый из нас знает, что средства на реализацию наших грандиозных и амбициозных проектов у нас почему-то всегда находятся. Также, как и находятся они на содержание футбольного клуба «Арсенал». Нам говорят, что это внебюджетные средства. Пусть так. Но в таком случае, почему бы не направить их на реставрацию? Присутствующие на встрече предприниматели и другие выступающие неоднократно отмечали, что бизнес (как местный, так и неместный) не готов покупать и реставрировать памятники. У него нет средств, нет мотивации для этого. Могу добавить из своего опыта общения с предпринимателями, что 95% из них не имеют чётких представлений о том, как они будут использовать эти здания, и их фантазии не идут далее банальных гостиниц, ресторанов, кафе. Бизнеса в сфере культурно-образовательных и культурно-рекреационных объектов у нас почти нет. В этих случаях передача им памятников вызывает у нас очень большие сомнения. К этому следует добавить и крайне неэффективный госконтроль за состоянием памятников. Приводились многочисленные примеры разрушения памятников, находящихся в частных руках. Говорилось о том, что нет реальных механизмов, заставляющих частных владельцев должным образом реставрировать и сохранять памятники. Несостоятельны и ссылки на зарубежный опыт передачи подобных объектов в частные руки. В большинстве стран эта передача осуществляется после реставрации памятников за госсчёт и с предоставлением покупателями четких и разумных планов их использования. Следует согласиться с тем, что разница здесь огромная и принципиальная. Необходимы меры господдержки таких владельцев, госгранты на реставрацию. Пока этого нет, пока государство отказывается от этого, все надежды на расцвет памятников в частных руках есть лишь призрачные надежды и фантазии. А нам хотелось бы трезвого и реального решения судьбы объектов культурного наследия. Вместе с тем у нас (и уже давно) есть предложения по использованию Дома губернатора. Это совсем необязательно и музей. Это и Дом офицеров, которого Тула сейчас не имеет. Это и областной центр детского и юношеского туризма, который уже много лет не имеет своего помещения и ютится в школе на соседней улице Бундурина. Есть и другие варианты.

     Также я бы хотел отметить ещё один важный момент. В связи с опубликованием некоторыми тульскими электронными СМИ информации, касающейся меня лично, на публикацию которой я согласия не давал, могу ещё раз заявить следующее:

1. Данные публикации без моего согласия являются нарушением закона, и сели они не будут сняты в самое ближайшее время, мне придётся подавать на эти СМИ в суд за вторжение в мою частную жизнь.

2. В данный момент все мои личные претензии сняты. Со мной ведутся переговоры, и подобные публикации однозначно мешают и определенно наносят вред. Не буду повторять здесь, что копание журналистов в соцсетях и выхватывание отдельных комментариев и ответов, вырывание их из контекста и своеобразная их интерпретация не являются с моральной точки поступками, украшающими культурного человека. Поэтому убедительно прошу всех прекратить обсуждение этой темы.

                                                                                                             Сергей Демидов