Ремонт нынешней Конституции давно назрел. Здесь мы не можем не согласиться с президентом и готовы поддержать внесение в Основной Закон изменений, которые он предложил. Но этих изменений явно недостаточно. Для того чтобы понять, какой должна быть Конституция, которая будет способствовать успешному развитию нашей страны, нужно честно и ответственно анализировать законодательную практику прежних эпох. И так же честно и ответственно оценивать историю принятия нынешней Конституции и её изъяны.

НЕКОТОРЫЕ ИСТОРИКИ настаивают на том, что первой Конституцией России следует считать Высочайший манифест об усовершенствовании государственного порядка, подписанный Николаем II в октябре 1905 года. Этот манифест стал вынужденным ответом монархии на Первую русскую революцию, которая тогда набирала силу. Он действительно предполагал довольно существенные изменения. Главное из них состояло в том, что царь делился частью своих законодательных полномочий, до этого единоличных, с Государственной думой, учреждённой в августе того же года под давлением общества, охваченного революционными событиями. Согласно манифесту, ни один закон впоследствии не мог вступать в силу без одобрения Думы.

Но влияние парламента, впервые появившегося в нашей стране, оказалось лишь видимостью. На бумаге оно было определено, а на деле монарх оставил для себя лазейки: возможность распустить Думу в любой момент, когда пожелает, и наложить высочайшее вето на любое её решение, что де-факто перечёркивало всякую самостоятельность нового законодательного органа. И этими лазейками Николай II начал активно пользоваться, полностью подтвердив, что парламент для него — фикция. Меньше чем через год первая Дума была распущена. Та же участь постигла и Думу второго созыва. Она не проработала и четырёх месяцев. А в феврале 1917 года царь попытался приостановить работу Думы четвёртого созыва. Но в результате новой революции сам через несколько дней отрёкся от престола.

Манифест 1905 года так и не стал полноценной Конституцией. И не мог ею стать. Парламентаризм, который в нём предусматривался, был фальшивым, изначально задумывался как подконтрольный, как декорация, лишь имитирующая народное представительство и народную демократию. В этом манифесте были «дарованы» новые права и свободы: свобода совести, слова, собраний и неприкосновенность личности. Но это был традиционный либеральный набор свобод, которые не работают на благо общества, если не подкреплены социальными гарантиями. А таких гарантий в царском манифесте не было и близко. В нём игнорировалась необходимость решения главных проблем: массовой бедности, экономического и технологического отставания. То, что законы не способствовали решению этих проблем, то, что при монархии они оставались неразрешёнными, и предопределило её крах. Она была не способна ни создать народную Конституцию, ни проводить политику в интересах большинства.

К сожалению, многие из названных пороков перекочевали и в Конституцию России, принятую в декабре 1993-го на обломках народного парламентаризма, расстрелянного и растоптанного в октябре того же года Ельциным и его сообщниками. Расстрел парламента, разгон Верховного Совета были противозаконными, вероломными актами политического насилия. И такой же, по сути, вероломной, оказалась процедура принятия новой Конституции, навязанная стране ельцинским режимом.

Власть постановила, что вопрос принятия Основного Закона — важнейшего для страны документа, от которого зависит её судьба, — будет решаться не большинством избирателей, а только теми, кто придёт на выборы. В итоге Конституцию протащили благодаря 58% от пришедших на участки — согласно официальным данным. Но в голосовании, по тем же данным, приняли участие менее 55% избирателей. Некоторые регионы откровенно бойкотировали голосование за ельцинскую Конституцию. В Татарстане на участки пришла лишь восьмая часть избирателей, в Республике Коми, Пермской, Тюменской, Томской, Иркутской, Магаданской областях, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах — меньше половины. Даже Свердловская область, откуда родом был Ельцин, не собрала на участках хотя бы половину жителей.

В итоге Основной Закон, по которому мы живём уже больше четверти века, поддержала только треть имеющих право голоса. Остальные либо высказались против, либо не пожелали голосовать, утратив доверие к власти, действующей такими методами и утверждающей новые законы на крови. А уже в следующем году появились исследования специалистов, делавших вывод, что реальное число принявших участие в голосовании вообще не достигло 50%. И объявление о принятии Конституции являлось фальсификацией.

Этот документ, написанный под Ельцина, служивший утверждению его единоличной власти, стал, по сути, Конституцией нового самодержавия. И у нас только за первые 10 лет этого самодержавия были осуществлены «шоковая терапия», ограбившая народ, и криминальная приватизация, превратившая народную собственность в собственность нуворишей и сформировавшая олигархический класс, который сегодня уничтожает Россию. За те же 10 лет промышленное производство под управлением этих грабителей рухнуло почти на 45%. Даже когда фашисты стояли под Москвой, оно снижалось вдвое более низкими темпами.

Единственное, что эта Конституция безоговорочно гарантирует, — это то, что у российского президента власти даже больше, чем у царя. При этом в ней всё так же отсутствуют социальные гарантии. Сказано, что Россия является социальным государством. Но никакими гарантиями гражданам со стороны самого государства это в Основном Законе не подкреплено. Отсутствуют и гарантии подлинно свободных выборов, судебной защиты, честного общественного обсуждения важнейших проблем, в том числе и в виде референдума, представляющего собой наиболее легитимную форму такого обсуждения. А значит, эта Конституция не может надёжно защитить государство и общество от новых катаклизмов, от обрушения всей системы власти, подобного тому, которое случилось в России в начале прошлого века.

Подлинные социальные гарантии народу давала только Советская Конституция. Она впервые была принята в 1924 году и затем менялась дважды — в 1936 и 1977 годах. Это была кропотливая, многолетняя работа, опиравшаяся на выводы лучших специалистов. В итоге с каждым разом Советская Конституция расширяла и укрепляла как социальные гарантии, так и гарантии представительства трудящихся во власти, которого Конституция олигархического капитализма опасается как огня. Советский Основной Закон прямо способствовал тому экономическому, социальному, научному и культурному прорыву, которого добился СССР, ставший по-настоящему великой державой.

Да, Советская Конституция в итоге не уберегла страну от развала. Но, в отличие от царского манифеста, причина тут была не в ней, а в категорическом отступлении от неё, совершённом предателями, проникшими во власть. Система рухнула не в результате следования своим законам, как в 1917 году, а вследствие их попрания, которое и позволило её расшатать и обрушить.

Решить проблемы, порождаемые нынешней Конституцией, невозможно путём её косметического ремонта. Этот ремонт должен быть намного более основательным. И чтобы его осуществить, необходимо, по нашему убеждению, обратиться к опыту Советской Конституции, позаимствовать лучшее из неё. Пока мы этого не признаем, у нас не будет законодательной базы для победы над кризисом, для искоренения нищеты, для противостояния нарастающей демографической катастрофе, для подлинного экономического и технологического прорыва.

Нужно признать: изначально нынешняя Конституция принималась для того, чтобы узаконить совершённый накануне государственный переворот. И в результате только спровоцировала те проблемы, которые необходимо преодолеть в новом Основном Законе. Важнейшие из них — отсутствие социального фундамента и фундамента для развития национальной экономики, потворствование интересам алчной антинациональной олигархии, бездарная и разрушительная политика в сфере медицины, образования, науки, культуры и информации.

Мы будем требовать внесения в Конституцию масштабных изменений. В ней должно быть указано, что земля и недра принадлежат народу, а доходы, получаемые от их использования, гарантированно направляются в государственную казну. Она должна гарантировать трудовые права и эффективную защиту трудящихся от произвола работодателей с увеличением минимальной заработной платы не менее чем в 3—4 раза. А также обеспечить всем выпускникам вузов и средних специальных учебных заведений получение первого рабочего места. Она должна вернуть гражданам бесплатные медицину и образование, на финансирование которых необходимо направить в общей сложности пятую часть федерального бюджета. В новой Конституции необходимо прямо зафиксировать, что русские являются государствообразующим народом. Иначе мы не остановим вымирание страны, которое происходит в первую очередь за счёт русского населения, сократившегося со времени развала СССР почти на 20 миллионов.

Только внесение таких изменений в Конституцию будет способствовать тем переменам, которые жизненно необходимы России и её гражданам и без которых мы не сможем устоять и сохранить своё Отечество.

https://gazeta-pravda.ru/issue/6-30938-23-yanvarya-2020-goda/kosmeticheskim-remontom-nyneshnyuyu-konstitutsiyu-ne-ispravit/